Персонализация, нумерация (печать переменных данных) — это нанесение индивидуальных данных на различные виды продукции.
Нанесение персонализации, нумерации (печать переменных данных) осуществляется различными видами печати и цифровыми методами. Нумерация наносится на различные виды бланков, билетов, карточек.
В зависимости от материала, который подлежит нумерации, выбирается вид устройства. Это могут быть различные механические устройства (нумерационные секции, установленные на печатных машинах, так и автономные нумерационные машины) или цифровые печатающие устройства. К недостаткам механических нумерационных устройств относят ограничения выбора видов и размеров шрифтов.
Персонализацию наносят на различные виды бланков писем (название фирм, которым предназначаются письма или Ф.И.О. адресата), поздравительные открытки и приглашения или вкладыши в них, фирменные конверты (адресные данные получателя корреспонденции), различные виды билетов, в том числе лотерейных, разнообразные карточки постоплаты ( пин- коды для активации платежа). Пин-коды на различных видах билетов, в том числе лотерейных, разнообразных карточках постоплаты, как правило, закрывают стираемой (скретч) защитной полосой.
При выборе вида изображения для персонализации необходимо учитывать читаемость данных и другие нюансы, связанные с технологией нанесения информации (соответствие материала, на который наносятся данные, типа устройства для нанесения и многое другое).